институт информационных технологий и технологического образования
Повышение квалификации
очной
ПК
образование и педагогические науки: реализация образовательных программ: программ повышения квалификации
до 70 часов
92495
Образование и педагогика
Целью программы является совершенствование профессиональной компетенции педагогов и других специалистов в области профориентационной работы и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формирование готовности слушателей к реализации современных подходов, технологий и методов профориентационной работы с обучающимися, направленных на становление самостоятельного субъекта профессионального самоопределения в современном динамично меняющемся мире. Программа носит практико-ориентированный характер, в центре внимания – задачи и формы работы педагога в условиях реализации профориентационного минимума.
Базовые ценности профессионального самоопределения. Глобальный контекст: профессиональное самоопределение в современном мире. Профессионализм и полипрофессионализм. Внешний контур профессионального самоопределения. Этапы профессионального самоопределения. Выбор социокультурной модели самоопределения, социально-трудовой роли, предпочтительной функциональной позиции в профессионально-трудовой деятельности, уровня послешкольного образования. Профессиональная карьера: возможные варианты
Профориентационные парадигмы. Консультативная профориентация. Образовательная профориентация. Воздействующая профориентация. Целевая направленность, подходы, методы и средства, характерные для различных профориентационных парадигм. По каким признакам можно определить принадлежность профориентационной практики к той или иной парадигме?
Многообразие результатов образовательной профориентации. Индивидуальные и социально-экономические результаты. Результат-минимум и результат-максимум. Промежуточные и конечные результаты. Оценка результативности на микроуровне: критериально-уровневый, компетентностный, продуктивный подходы. Профориентационно значимые компетенции. Оценка результативности на макроуровне. Управленческий мониторинг в образовательной профориентации
Продолжительность и непрерывность. Практикоориентированность. Социальное партнёрство. Баланс актуального и перспективного. Характеристика основных социальных партнёров в профориентационной работе с обучающимися (работодатели, родители школьников) и организация взаимодействия с ними
Средства ознакомления с профессиональным контекстом: информирование, «точки входа», презентация профессионального контекста, ивент, метод кейсов, игровые технологии, тренинг, профориентационный нетворкинг. Средства деятельностного погружения в профессиональный контекст: профориентационные проекты, профессиональные пробы и их циклы, программы профессионального обучения и стажировки для школьников, профориентационный лагерь (смена), учебная фирма, опыт трудовой деятельности. Средства педагогического сопровождения профессионального самоопределения: педагогическая поддержка, наставничество, профориентационное волонтёрство
Профессиональное самоопределение в эпоху цифровой трансформации. Профориентационная работа в цифровой среде: разнообразие моделей, технологий и средств. Цифророждённые профориентационные технологии. Платформенные решения. Сопровождение профессионального самоопределения в цифровой среде. Профориентатор в цифровом мире. Перспективы цифровой трансформации в профессиональной ориентации
Актуальные тенденции. Трудности, проблемы и риски. Организация образовательной профориентации: региональный и муниципальный уровни, инфраструктура. Региональные модели образовательной профориентации: Самарская область, Санкт-Петербург, Красноярский край, Иркутская область. Сетевые программы и проекты профориентации. Рамочные требования к специалисту в области образовательной профориентации
Современная нормативная база профессиональной ориентации и Единой модели профессиональной ориентации. Цифровая платформа реализации Единой модели профессиональной ориентации. Оценка готовности обучающегося к профессиональному самоопределению. Мониторинг профориентационной работы. Форматы профориентационного минимума: урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями (законными представителями), профильные предпрофессиональные классы, профессиональное обучение.
Пронькин Виктор Николаевич, кандидат философских наук, директор института информационных технологий и технологического образования